Ох уж эти подростки!

Я думаю, многим мамам и папам знакомы подобные фразы: «мама, ты ничего не понимаешь», «отстаньте, от меня», «не позорьте меня», «я уже не маленькая, не надо меня контролировать». Если знакомы, значит, ваш ребенок достиг подросткового возраста. В этот период кризис переживает вся семья.

Сразу поясню: есть ранний период подросткового возраста – 10-12 лет, и поздний – 13-15 лет. В этих периодах происходит изменение развития ребенка, поэтому одни подростки развиваются рано и стремительно быстро, а другие – более медленно, и изменения появляются в более позднем подростковом возрасте.

Отличительными особенностями подросткового возраста являются:

– стремление быть более самостоятельным и независимым;

– общение со сверстниками и окружением в качестве ведущей деятельности;

– появление интереса к познанию самого себя, развитие самооценки и оценки окружающих по отношению к себе.

По сути, перед подростком стоят определённые задачи, решение которых в данном возрасте, позднее, во взрослой жизни, позволит ему успешно преодолевать трудности и взаимодействовать с окружающими людьми.

Важно, чтобы родители понимали, что желание подростка быть автономным не несет в себе вызов «дайте мне свободу», как обычно это считывается. На самом деле, подросток просто хочет, чтобы его желание к самостоятельности поддерживалось взрослыми, и он ждет от вас доверия и поддержки.

Учась отстаивать свои права перед взрослым, подросток развивает в себе такие качества, как самоуверенность, способность к самоутверждению, которых не было в более раннем возрасте. В будущем это поможет ему справляться с жизненными трудностями, при условии, что отстаивал он эти права в безопасной для себя среде.

Часто родители спрашивают: «А хорошо ли то, что он кричит всем, какой он самостоятельный и независимый?»

Есть две формы, по которым протекает подростковый кризис:

  • Первая форма: ваш подросток своим поведением говорит : «я – самостоятельный».
  • Вторая форма: «я – не самостоятельный».

В первой форме подросток отстаивает свою возможность быть более самостоятельным и независимым, как правило, в его поведении выражено упрямство, он пытается идти наперекор взрослому, стремится доказать что он уже не ребёнок.

Во второй форме, «я – не самостоятельный», подросток сохраняет спокойствие и послушание перед родителями, у него по-прежнему те же привычки, что были в раннем возрасте.

И если говорить, что же лучше для вашего ребенка, то в данном случае первая форма кризиса «я – самостоятельный» более благоприятна, так как позволяет подростку освоить новые способы поведения, которые помогут во взрослой жизни.

Как я уже писала ранее, у подростка проявляется интерес к самому себе, более глубокое познание самого себя. В боле раннем подростковом возрасте он чувствует, что ему интересно стало отслеживать свое поведение, отношение к себе и окружающим, и при этом он пока еще не может отрефлексировать свои чувства. Поэтому часто бывает обида на самого себя, появляется негативная самооценка.

Постепенно взрослея, подросток уже может дать оценку своему поведению, действиям, появляется чувство внутренний гордости.

При этом надо обратить внимание, что оценка своего поведения у подростка идет по принципу: либо хорошо, либо плохо. Среднего не бывает.

Также обостряется потребность знать, что о нем думают окружающие. Поэтому очень важно взрослым, которые окружают подростка, стараться давать объективную оценку ситуации. Не перехваливать и не сваливать на внешние обстоятельства, если что-то пошло не так. Иначе, в любой другой ситуации подросток может болезненно воспринять обратную связь.

Надо сказать, что ранний подростковый возраст 10-12 лет – более благоприятен, так как дети пока еще ориентируются на то, что сказал взрослый, отношения с родителями более значимы.

Чуть позже взрослые (родителя, учителя) отходят на второй план, подросток начинает искать себе группу по интересам, где он будет чувствовать себя частью целого. Подросток в этом возрасте очень тяжело переживает, если какая-то группа не приняла его к себе.

Итак, на что стоит обратить внимание, когда ваш ребенок достиг подросткового возраста.

Во-первых, очень важно на этой стадии развития запретить себе как родителю, думать о том, какими вы были, когда были подростком. «Я в твоем возрасте была», или «со мной почему-то такого не было». Не переносите свой подростковый период на вашего ребёнка, ваши отношения с вашими родителями были другими.

Во-вторых, если чувствуете перемены, не копите это в себе, не откладывайте разговор с ребенком в дальний ящик. Садитесь всей семьей за стол переговоров с ребенком на ранней стадии инцидента, договариваетесь, что допустимо, а что – нет.

В-третьих, будьте рядом. При этом сами активно не вмешивайтесь, не учите жить – как правильно, а как нет. Старайтесь просто в нужную минуту быть рядом, и ненавязчиво доносить то, как вы видите ситуацию.


Лукьянова Мария, психолог

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *