В каком возрасте начинать изучать иностранный язык?

Было бы здорово, если бы все люди с рождения могли говорить сразу на нескольких языках! Не надо было бы тратить деньги и время на обучение. И некоторые дети действительно практически с рождения говорят на двух, а то и трех языках. Таких детей называют билингвами. Но как быть если оба родителя носители одного языка? В каком возрасте учить малыша иностранному языку? Попробуем разобраться в этом вопросе!

Little girl is showing letter E on the alphabet

Для начала поговорим о детях-билингавх. Билингвы – это те, кто вырос в системе двуязычия. Когда в семье ребенок слышит один язык, а во дворе, в детском саду, на улице – другой. Или даже дома папа говорит с ребенком на одном языке, мама на другом, а иногда между собой родители общаются еще и на третьем! Известны случаи билингвизма и в искусственно созданных условиях, например “метод гувернантки”, когда няня говорит c ребенком только на иностранном языке.

Для успеха в современном мире необходимо знать три, а то и четыре языка. Как же добиться того, чтобы малыш знал сразу хотя бы два? Тут следует определиться, чего Вы действительно хотите и зачем это нужно. Если цель – отдать ребенка в престижную школу или уехать жить за рубеж, лучше доверить свое чадо профи, который занимается языком именно с той возрастной группой, к которой относится малыш. Желательно, чтобы это был носитель языка. А если  хочется просто облегчить жизнь чаду, чтобы в школе не тратить время на поиски репетитора, то можно водить его на курсы для дошкольников.

Если Вы хотите, чтобы малыш знал второй язык для того, чтобы его способности развивались уже с детства  возникает вопрос – когда начинать? Психологи и педагоги спорят на эту тему не первый год.

В институте Филадельфии под руководством известного врача Гленна Домана доказали, что самое эффективное обучение происходит в период роста мозга. Так что научить чему-либо двух- и трехлетнего ребенка гораздо легче. Мало того, исследования показали, что те малыши, которых с раннего возраста обучали иностранному языку, лучше усваивают родную речь. Ведь именно в возрасте до трех лет ребенок способен впитывать, подражать, следовать, воспринимать.

Но некоторые специалисты считают, что детей лучше начинать учить не раньше 4-х лет.

Однако в 1994 году в Сыктывкаре поставили эксперимент, в результате которого доказали, что трехлеток можно вполне успешно учить иностранному языку. И обучение проходит легче из-за того, что дети в этом возрасте пытливы, любознательны, им свойственна неисчерпаемая потребность в новых впечатлениях, жажда исследования. Основы человека закладываются в раннем возрасте, и об этом следует помнить.

Понятное дело, что в 3 года нереально научить ребенка грамматике и правильному произношению, но можно создать предпосылки для изучения языка в дальнейшем.

Где и как учить малыша

Вариантов несколько.

1. Отдать на курсы иностранного языка для малышей. Таких обучающих центров немало. В частности, в Москве цены колеблются от 300 до 1000 рублей за занятие.

Малышам преподают язык в игровой форме. На занятиях разучивают песенки, стихи, считалочки, поют колыбельные, разыгрывают сценки из любимых сказок, рисуют. Обязательно есть разработанная заранее программа. Как правило, туда входит изучение букв, цифр, животных, основных тем повседневной жизни малыша в виде игры.

На многих курсах есть и практические занятия. Дети рисуют, лепят, делают аппликации, раскрашивают, комментируя на иностранном языке свои действия.

Минус курсов: для того чтобы малыш хорошо усваивал полученные знания, его надо водить на занятия не менее 3-х раз в неделю и не пропускать. В группе должно быть как можно меньше детей. Оптимальное количество – не более пяти, чтобы преподаватель мог уделить достаточно внимания каждому ребенку.

Курсы полезны, но к ним желательно добавлять постоянную практику дома и общение с носителями языка. Поэтому в очередной отпуск можно отправиться вместе с малышом.

2. Нанять частного преподавателя. Безусловно, курсы не заменят хорошего педагога, который один на один будет заниматься именно Вашим ребенком.

Минусы: подобрать хорошего преподавателя не так-то легко. Ведь важно, чтобы он не только умел грамотно обучать детей такого возраста, но и нашел общий язык именно с Вами и Вашим карапузом.

Так как поначалу малыш может не захотеть общаться с чужим человеком.

3. Взять няню-носителя языка. Или же няню, которая будет заниматься с ребенком по каким-либо пособиям. Но пособия бывают разные. Кому-то нравятся одни, кому-то – другие. Поэтому лучше всего проконсультироваться со специалистами или самой изучить этот вопрос и выбрать оптимальный вариант для своего малыша.

Минусы: за няней трудно проследить, как именно она исполняет свои обязанности. Редко когда няня и хороший преподаватель языка бывают в одном лице.

4. Сад с носителями языка. Хорошо, если Вы сможете найти такой садик в своем городе, но не факт, что он будет рядом с домом или что Вас устроит его довольно высокая цена посещения.

5. Обучать ребенка языку самой. Существует немало интерактивных игр, с помощью которых можно освоить иностранный язык, а также всякого рода компьютерные программы. С их помощью ребенок постигнет азы нового языка.

Минусы: для того чтобы научить малыша иностранному языку, желательно знать этот язык самой и иметь хорошее произношение. К тому же нужно обладать хорошей самоорганизацией и упорством.

Создаем предпосылки для изучения языка

Если ребенок еще очень маленький, как увлечь его незнакомыми словами и не испугать?

Приучайте ухо ребенка к различию в звучании двух языков. Купите мультфильмы на английском языке. Будет лучше, если он уже смотрел их на русском. Перед просмотром обязательно объясните, что есть другие языки и слова обозначают то же самое, но звучат по-другому.

Почаще бывайте среди тех, кто говорит на этом языке и может поговорить на нем с малышом. Смотрите при ребенке фильмы на иностранном языке. Разучивайте стишки.

Когда ребенок будет знать какие-то слова и произносить их, попробуйте снимать его на видеокамеру и потом показывайте ему. Дети с удовольствием смотрят на себя, и это поможет ребенку осознать, как и что он говорит. Приобрети его любимые песенки на иностранном языке. Включай их периодически, но не переборщите, иначе у ребенка может возникнуть неприятие языка. Детские песенки на английском можно петь самой. А еще ты можно найти немало поговорок, скороговорок, считалок, загадок, комиксов, пазлов, игр для самых маленьких и даже поучиться рисовать на сайте для билингвов.

Самое лучшее для 3-4 лет – это обучение словам и выражениям по разным темам. Поэтому нужно просто взять определенные разделы (фрукты, животные, цвета и т.д.), подобрать к ним игры (а их очень много), песенки, картинки и раскраски (этого много на иностранных сайтах).

Когда будете учить ребенка словам, учитывай такую особенность детского мозга: им легче установить связь между звуковым образом слова и визуальным, чем соотнести между собой два разных звуковых образа. Иначе говоря, ребенок легче запомнит, если ты ему покажешь на бегущую по улице собаку или на соответствующую картинку и скажешь: “It’s a dog”, – чем, если ты скажешь: “A “dog” по-английски значит собачка”.

Игровая форма помогает малышу быстрее выучить слова. Например, вы ложитесь спать. Комментируй все действия, связанные со сном, сначала на двух языках. Петя хочет спать – Pete is sleepy, мы чистим зубы – we’re cleaning the teeth. Затем комментируй действия малыша только на иностранном языке, когда вы, например, умываетесь. Так ему будет удобнее запоминать слова.

А теперь немного личного опыта

Дочке сейчас  3 года, “изучать” английский язык самостоятельно  мы начали примерно в 2, а может и раньше. Но “изучать” это конечно громко сказано. Стоит наверно отметить, что заговорила она очень рано, в 1,5 года свободно изъяснялась предложениями и запоминала короткие стишки.

Сначала я решила провести эксперимент, нашла русские мультики с переводом на английский, которые дочка уже хорошо знает, это был “Мыл и Карлсон”, “Чебурашка и крокодил Гена” и еще парочка советских, каких уже не помню. Дочка смотрела с интересом. Потом когда снова решила поставить этим мультфильмы на русском, встретила протест. Перевод пришелся по душе, и дочка даже пыталась подпевать “I’m playing my accordion”.

Затем я наткнулась на “English Disney”, но он нас особо не впечатлил. Это нарезка фрагментов из диснеевских мультиков с произношением и написанием на экране каких-то элементарных фраз. В целом скучновато.

Как и все дети, дочка проявляла интерес к моему телефону, научилась сама смотреть на нем фотографии и видео и пыталась и дальше осваивать гаджет. И я решила, что нужно использовать этот интерес. Скачала приложение для изучения английского алфавита. На экране буква, слово и предмет, который оно обозначает. При нажатии на букву или предмет/слово произносится звук и само слово. Так за небольшой срок дочь выучила все слова в приложении, которые соответствуют буквам английского алфавита. И не против блеснуть своими знаниями рассказав, что elefant это слон, а nightingale – соловей. Последнее кстати, я узнала от нее.

Дальше мы пока не движемся и изучением языка я ее не нагружаю. Одно время смотрели англоязычный вариант мультфильма “Смешарики” но он нам быстро надоел. Кроме слов из приложения в телефоне, она знает и другие, потому что часто спрашивает у меня как будет то или иное по-английски, старается запоминать. Слыша по телевизору английские песни пытается воспроизводить на слух (а кто из нас в детстве не пытался?), иногда даже очень точно получается.

Из минусов – может дурачится, изображая английский акцент или придумывать английски слова. Но дети и со словами родного языка не прочь побаловаться.

Думаю что через полгода-год мы созреем до занятий английского языка для дошкольников.

Что получится в результате обучения, покажет время. В любом случае лучше приобрести хоть какой-то опыт, чем не иметь его вовсе. Да и малышу будет полезно и интересно учить нечто новое. А Вы что думаете по этому поводу?

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *